НА УТИЛИЗАЦИОННЫЕ СБОРЫ ВЛАСТИ МОГУТ ЗАКУПИТЬ НОВЫЕ ГРУЗОВИКИ

Часть собираемых с импортеров транспортной техники средств может пойти на льготный лизинг новых тягачей экологического класса 5 и выше. В правительстве рассматривают вариант, при котором деньги внесут в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Перевозчики и аналитики находят такой подход к расходованию средств спорным, так как он противоречит изначально заявленной идее утилизационного сбора, когда средства должны тратиться на создание мощностей по переработке автохлама. По информации «Известий», идею продвигал КамАЗ.

В декабре вице-премьер Аркадий Дворкович направил письмо президенту Владимиру Путину (копия есть у «Известий»), в котором сообщил, что одним из вариантов решения проблемы с обеспечением транспортных предприятий седельными тягачами может стать направление части средств, собираемых от утилизационных сборов, в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). За счет собранных средств будет осуществляться льготный лизинг новых седельных тягачей экологического класса 5 и выше.

Таким образом, компании, которые могут приобрести импортный грузовик, будут отчасти доплачивать за тех, кому новый импортный тягач купить не по средствам. А сбор, который изначально планировалось направить на переработку старых машин, пойдет на покупку новых.

Напомним, что разобраться со сборами и пошлинами ведомствам поручил Владимир Путин после того, как в октябре прошлого года ему пожаловался на резкое удорожание импортной техники гендиректор автоперевозчика «Лорри» Юрий Ступак. По постановлению правительства «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» для новых автомобилей полной массой свыше 8 т, ввозимых на территорию РФ, с сентября 2012 года введен утилизационный сбор в размере от 200 до 450 тыс. рублей. При этом в других странах такого сбора нет. В итоге стоимость грузовиков для российских автоперевозчиков становится на E5-11 тыс. выше, чем для автоперевозчиков других стран Таможенного союза, а учитывая пошлину на седельные тягачи экологического класса 4 и выше, – до E15 тыс. выше, чем в странах Евросоюза, говорится в письме Дворковича.

— Удорожание негативным образом сказывается на положении российских перевозчиков, в первую очередь осуществляющих международные перевозки и обновляющих свой подвижной состав, чтобы соответствовать принятым в Евросоюзе экологическим нормам, – указано в документе.

Впрочем, предложенная Дворковичем мера перевозчикам кажется спорной.

— Если сейчас собирать деньги с импортеров и тратить их на лизинг, то, когда наступит время утилизации, где найдут средства на переработку автохлама? Утилизационный сбор – это специальный сбор с понятными параметрами его формирования и расходования. Лизинг, с какими бы благородными целями он ни ставился, сюда не вписывается никак, – комментирует замгендиректора по стратегическому развитию ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг.

По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, подобное расходование средств может создать нехороший прецедент, когда деньги от утилизации можно расходовать на другие цели.

— Как известно, если деньги аккумулируются в госкорпорациях (ГТЛК на 100% принадлежит РФ в лице Минтранса. – «Известия»), то их расходование очень сложно отследить. Часто средства улетают в трубу, – говорит начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун.

Впрочем, как пояснил источник в Минпромторге, предложения о расходовании утилизационных сборов на лизинг в прошлом году звучали от представителей КамАЗа.

— Я не исключаю, что государство опять поддалось влиянию КамАЗа и лоббирует интерес предприятия. Но надо понимать, что покупать машины КамАЗа для магистральных перевозок – это просто безумие. Сейчас на «КамАЗах» не пустят дальше Смоленска. Они не соответствуют экостандартам, – объясняет Трахтенберг.

На КамАЗе не отрицают, что производство седельных тягачей – непрофильная продукция предприятия.

— Исторически так сложилось, что КамАЗ был ориентирован на полноприводные вездеходы, строительную и дорожную технику. В свое время мы разработали несколько седельных тягачей моделей 54-60, 64-60, но так как у нас немного компетенции в этой области, машины не находят широкого применения, как зарубежные образцы, – рассказывает руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

Он также отметил, что в целом на рынке тягачи составляют порядка 30% от всего спроса на грузовики.

— Рынок седельных тягачей – это серьезный сегмент, в котором КамАЗ заинтересован, поэтому мы с нашим партнером и акционером – концерном Daimler – разработали новый седельный тягач 54-90. В этом году будет выпущена опытно-промышленная партия, со следующего года начнем производить модель серийно. Мы использовали в этом тягаче разработки компании Daimler – двигатель, кабину и мосты. Этот автомобиль не будет уступать зарубежным аналогам, а цена на него будет ниже на 15-20%, – сообщил Афанасьев.

Стоит отметить, что ГТЛК ранее уже участвовала в программах государственного лизинга. В 2009 году в уставный капитал компании было внесено 10 млрд рублей. С тех пор ГТЛК реализует программы государственного лизинга, стимулирующие модернизацию технических парков дорожных предприятий и пассажирских компаний, сообщили в компании.

— Сейчас на финансирование [программ] идут средства, выплачиваемые в качестве лизинговых платежей. В целом за все время работы программ в них был вложен 21 млрд рублей. И реинвестирование средств продолжается, – пояснил «Известиям» директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский.

Перевозчики не понимают, почему в правительстве выбрали мерой поддержки именно лизинг, а не прямое банковское финансирование – субсидирование ставок по кредитам.

— С точки зрения налогового учета прямое банковское финансирование чуть выгоднее, чем лизинг, тем более сейчас, когда у нас отменили налог на движимое имущество, – говорит Трахтенберг.

Он также отметил, что ГТЛК делала ОАО «Лорри» лизинговое предложение, однако ставки оказались слишком высокими.

— Если государство хочет накачать капитал компании деньгами, то почему компания предлагает сумасшедшие ставки, которые как минимум в два раза больше инфляции? – удивляется Трахтенберг.

В ГТЛК отмечают, что минимальная ставка удорожания по программам государственного лизинга – 5,14% с учетом страховки. По словам представителей компании, она выгодно отличается от среднерыночных показателей в 8-10%, но может быть применена только в случае приобретения техники российского производства или сборки.

— Если КамАЗ выпустит тягач совместно с Daimler, то в случае принятия «лизинговой концепции» предприятия получат гарантированный сбыт выпускаемой продукции, так как через лизинг покупается очень большой объем техники, тем более если ставка будет льготной, – рассуждает Топтун.

Пока в Минпромторге не раскрывают объемы собранных с сентября средств. Источник в ведомстве пояснил «Известиям», что, если российская сторона раскроет эти цифры раньше времени, европейские оппоненты могут получить лишние доводы в споре об утилизационном сборе в рамках ВТО. Напомним, что в конце ноября прошлого года Евросоюз выступил против введения в России утилизационного сбора, назвав эту меру «протекционистской», при этом ЕС признает необходимость поощрения утилизации автомобилей.

 Источник http://izvestia.ru/news/544022

 

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.